Кондиционеры

 

Автомобильные кондиционеры: диагностика, ремонт, обслуживание

Вот и на Урал пришло лето, нас так радует припекающее солнце, когда мы находимся на пляже или просто на отдыхе. Но почему же нас не радует жара, в то время когда мы находимся в автомобиле? Да потому что не работает кондиционер!

 

Пытаясь спастись от зноя, открываете окно и в него тут же «пыхнет» угаром проезжающий мимо Камаз и ветер занесет облако пыли в салон. И многие автолюбители смиренно вдыхают эту смесь, размазав тыльной стороной ладони пот на лбу, мечтают попасть куда-нибудь, где нет этого смрада и пыли.

 

Но ведь и это еще не все, вскоре начнет цвести вся флора, желающая продолжить свое существование в нашем нелегком климате. Вот тогда действительно наступит время «Ч» для аллергиков и других восприимчивых людей. Тополиный пух (спасибо тем, кто заполонил тополями весь город) и цветочная пыльца заставляют убегать из города на время этого цветочного буйства.

 

Не проще ли взять и привести в порядок кондиционер на своем автомобиле и забыть про все эти проблемы, связанные с проживанием в миллионом мегаполисе. Ведь на большинстве автомобилей проблемы достаточно пустяковые и зачастую своевременное обслуживание системы кондиционирования автомобиля позволяет избежать серьезных трат на сложные ремонты. Вот задумайтесь, как давно Вы меняли салонный фильтр в Вашем авто. А ведь от него напрямую зависит количество воздуха поступающего в салон и конечно же его качество. Начинает преследовать затхлый запах, который к тому же вызывает аллергические реакции организма, так как причиной его появления служат бактерии и микроорганизмы вольготно расположившиеся на испарителе кондиционера. Не знаю как Вас, но лично меня такая ситуация не устраивает и в своем автомобиле я такого не допущу – и решение тут одно, необходимо провести антибактериальную обработку и заменить салонный фильтр.

 

Бывают, конечно же, проблемы и более серьезного характера, но и они не являются неизлечимыми. Ремонту поддаются многие неисправности в системе кондиционирования воздуха, если же узел «неизлечимо болен» то его можно заменить. Восстановлению подлежат любые повреждения шлангов и трубопроводов, шумящие подшипники компрессора заменяются новыми, с электрооборудованием проблемы тоже решаемы. Главное не затягивать с ремонтом, пока он еще возможен.

 

Аргументирую необходимость своевременного восстановления герметичности системы – при нарушении целостности системы кондиционирования, влага, находящаяся в воздухе попадает внутрь системы и вступает в реакцию с рефрижераторным маслом. Это масло обладает высокой гигроскопичностью и втягивает влагу как губка. Чем дольше система остается открытой, тем вероятнее, что после ее ремонта, придется заменить ресивер-осушитель и закисший терморегулирующий вентиль.

 

Вывод прост, чем позже Вы обращаетесь за помощью, тем сложнее и дороже лечение.

 

Вот так выглядит испаритель на автомобиле не оборудованном фильтром:

 

 

Ремонт и обслуживание штатных автомобильных кондиционеров

 

Задумывался ли кто-нибудь о процессах, происходящих в его автомобиле после нажатия кнопки включения автокондиционера? А ведь это действительно сложное устройство, которое требует внимательного к себе отношения и своевременного обслуживания.

 

Так что же происходит после включения кнопки?

 

 

  1. Если система кондиционирования герметична и заполнена хладагентом (фреоном), о чем контроллеру управления сообщит соответствующий датчик давления, произойдет включение электромагнитной муфты компрессора кондиционера.
  2. Компрессор начинает сжимать фреон (который вследствие сжатия сильно нагревается) и гонит его по фреонопроводу в конденсатор (в простонародье радиатор кондиционера) где он вследствие охлаждения вентилятором и набегающим потоком воздуха переходит из газообразного состояния в жидкую фазу.
  3. Затем сжиженный хладагент попадает в фильтр-осушитель, где от него отделяются механические примеси и влага. На многих авто есть глазок, в котором видно циркуляцию сжиженного хладагента.
  4. После фильтрации хладагент достигает терморегулирующего вентиля (ТРВ), собственно и ведающего производством холода в автомобиле. Это устройство путем изменения проходного сечения регулирует температуру охлаждения испарителя. Собственно ТРВ – это распыляющая форсунка с автоматической регулировкой. Регулирование осуществляется при помощи сильфонного баллончика, запорной иглы и обратной связи, которая сообщает ТРВ о температуре хладагента на выходе из испарителя. При повышенной температуре испарителя, содержащийся в ней хладагент расширяется, увеличивая объем сильфона и смещая запорную иглу. А при понижении температуры – наоборот.
  5. Жидкий хладагент, пройдя через ТРВ и изменив свое агрегатное состояние на газ, выделяет большое количество холода. Этот холод отдается стенкам испарителя, а вентилятор печки сдувает холодный воздух в салон автомобиля.
  6. На испарителе также находится датчик температуры, следящий за тем, чтобы не произошло сильного переохлаждения испарителя. При понижении температуры до примерно +6 градусов, датчик сообщает котроллеру о необходимости ограничения охлаждения, и контроллер отключает приводную муфту компрессора. Таким образом, происходит регулирование температуры воздуха попадающего в салон.
  7. Газообразный хладагент, пройдя через испаритель и отдав ему большую часть холода, возвращается в компрессор, где начинает свой путь заново.

 

Что же может нарушить, в общем-то, хорошо отлаженную и полностью контролируемую работу автокондиционера? Начнем по порядку:

 

 

  1. Хладагент, попав в конденсатор, не охладился из-за неработающего вентилятора, забытой с зимы картонки перед радиатором или элементарной грязи. Хладагент не полностью переходит в жидкую фазу, часть остается газообразной и как следствие, недостаточно низкая температуря в салоне, повышенное давление и нагрузки на компрессор и двигатель автомобиля.
  2. Неправильно отрегулированный зазор на муфте включения компрессора приводит к пробуксовыванию сопровождаемому сильным скрежетом и в дальнейшем выходу из строя шкива компрессора.
  3. При неквалифицированном обслуживании не до конца удаленная влага из системы приводит к окислению содержащегося в системе масла, примерзанию иглы ТРВ, выходу из строя фильтр-осушителя, залипанию клапанных пластин компрессора.
  4. Перезаправка автокондиционера хладагентом явление тоже очень распространенное. Каждая система кондиционирования рассчитана на строго определенное количество хладагента, а его избыток приводит к повышенному давлению внутри системы, пробуксовыванию приводного ремня на компрессоре кондиционера и даже к разрыву фреонопроводов.
  5. Неисправность или срабатывание аварийных датчиков системы кондиционирования блокирует работу кондиционера, но некоторые ремонтеры сознательно «обходят» систему защиты, дабы не устранять причину, повлекшую за собой эту неисправность.
  6. Затхлый гнилостный запах в салоне говорит о необходимости замены салонного фильтра (если таковой имеется), а если его на вашем авто не предусмотрено, то придется снимать и чистить сам испаритель. Так как он при работе кондиционера всегда холодный, на нем интенсивно конденсируется влага, которая по дренажной трубке отводится под днище автомобиля. На мокрый испаритель налипает вся пыль и пух, поступающий вместе с воздухом в салон авто. Со временем эта «перина» начинает загнивать и источать соответствующий запах.
  7. Шум при работе компрессора кондиционера может говорить о перезаправке системы, повышенном давлении или же о необходимости замены компрессора. Наиболее распространенной причиной выхода из строя компрессора является некомпетентность «костоправов», которые не удосуживаются при проведении ремонтных работ, заглушить поврежденные участки магистралей. И в результате абразив попадает внутрь системы и задирает поршневую группу компрессора.
  8. Недостаток или отсутствие хладагента говорит о негерметичности системы, и как следствие, необходимости найти и устранить причину утечки. Зачастую, это очень непростая задача, которая может решаться разными способами. Выбор способа поиска напрямую зависит от скорости улетучивания хладагента. Чем быстрее происходит опустошение системы, тем проще осуществить поиск.
  9. Если система полностью заправлена и работает, но иногда из дефлекторов начинает идти теплый воздух то скорее всего потребуется тщательно проверить работу ТРВ, возможно оно является причиной такого «поведения» кондиционера. Такая неисправность может возникать по двум причинам; либо из системы удалена не вся влага и она намерзает на кончике запорной иглы, блокируя прохождение хладагента, либо из сильфона улетучился газ, и игла попросту закрыла отверстие. ТРВ выходит из строя фактически только на Тойотах, связано это с их конструктивной особенностью.
  10. При движении кондиционер исправно холодит, но стоит остановиться на светофоре, как начинает идти теплый воздух, при возникновении таких симптомов, стоит внимательно осмотреть радиаторы на предмет из загрязнения, и особенно внимательно отнестись к пространству между двумя радиаторами (охлаждения и конденсором),а также проверить работу вентиляторов охлаждения.

 

Причин, повлекших за собой неисправность кондиционера очень много, и я не ставлю перед собой задачу осветить их все, тем более, что правильно установить диагноз и обслужить Ваш автокондиционер способен лишь квалифицированный специалист. Хотелось бы лишь предостеречь от лишних трат денег на безграмотных сервисменов и устранение последствий их вмешательства. На шиномонтажках не ремонтируют и не диагностируют автокондиционеры. Они лишь торгуют фреоном, и при появлении неисправности, тут же отправят Вас в более квалифицированный сервис или же вернут деньги. Обслуживание и ремонт автокондиционера не может стоить дешево, так как требует значительных капиталовложений даже на начальном этапе. Все масла, расходные и диагностические жидкости сугубо специализированны, и соответственно недешевы. Никогда не верьте, если при заправке автокондиционера Вам скажут, что необходимое количество масла уже растворено в баллоне с хладагентом – это ложь. При любой операции, связанной с извлечением хладагента из системы и последующей заправкой требуется восполнение утраченного количества масла. Иначе, есть риск озадачиться приобретением нового компрессора ( цена около 18-25 тыс.) .